Метки

, , , , , , , ,


Взято здесь

Полный текст доклада также здесь
Когда готовила доклад, самой сложной проблемой для меня было, как уместить всю необходимую информацию в 15-ти минутный доклад…. Пришлось сократить количество частностей, о которых полагаю, расскажут мои коллеги. Своей же задачей я вижу помочь Вам мысленно выйти за рамки ситуации, в которой все мы периодически оказываемся, чтобы взглянуть на процессы, явления и себя как часть этого процесса со стороны, чтобы понять, как действовать наиболее эффективным образом.

Когда вы ищите работу? Когда по тем или иным причинам решили покинуть текущую. Верно?

Как вы обычно ищите работу? Для начала, наверное, Вы составляете резюме, потом размещаете его на headhunter.ru. И потом ждете, когда счастье в виде job-offer`a от компании мечты постучится в двери…Правильно?

Не совсем. И сейчас объясню почему.

Относительно недавно на сайте журнала Forbs вышла заметка «Адекватный и вменяемый», в которой речь шла о том, что любой руководитель хотел бы видеть у себя в компании адекватный и вменяемый персонал (равно как любой работник мечтает об адекватном и вменяемом руководителе). Что же означают эти два «волшебных слова»?

Про адекватность поговорим чуть позже. Вменяемость – это способность лица отдавать себе отчет в своих действиях и управлять ими, т.е. умение видеть последствия своих действий.

Попробуйте ответить для себя, насколько вы вменяемы? Т.е. управляете своими действиями и отдаете себе в них отчет? Не вообще, а в контексте рынка труда и конкретной позиции в конкретной компании. Чтоб не получилось как в анекдоте про лошадь:
Мужик играет на бегах, стоит, выбирает, на кого поставить. Подходит к нему старая кобыла и говорит: «Поставь на меня, клянусь, первая приду». Мужик подумал-подумал, и все деньги поставил на ту кобылу – ну говорящая же, вдруг и правда первой придет? Начался заезд, кобыла дергается, делает 10 шагов, падает и больше не поднимается. Мужик после забега подходит к ней с угрожающим видом. Кобыла смотрит виновато и шепелявит: « Ну не шмогла я, не шмогла»…

1. Что ищем? – Целеполагание, основные подходы к поиску.

Наверняка сказку про «Алису в стране чудес» в детстве все читали. Если нет, то диалог, который я сейчас процитирую, Вы, возможно, слышали на тренингах, а если нет, то тогда сейчас и услышите 

— Куда мне отсюда идти?
— А куда ты хочешь попасть?
— Мне все равно, только бы попасть куда-нибудь.
— Тогда тебе все равно куда идти. Куда-нибудь ты обязательно попадешь, нужно только долго идти и никуда не сворачивать…

К чему я это? К тому, что на рынке труда среди кандидатов преобладают два подхода (может быть, есть еще, но я их пока не заметила). Первый – идти куда позовут. Второй – идти куда хочется. Первый встречается чаще и приводит куда-нибудь, второй позволяет попасть туда, куда хочется.

Так вот вопрос на много тысяч денег. Куда собственно Вы хотите попасть?
Этот вопрос можно уточнить: куда вы хотите попасть сейчас? Через 5 лет? Через 10 лет? Ближе к пенсии…. Как Ваше текущее место работы помогает Вам приблизиться к этой цели? И т.д.

Да, при этом мы не забываем о том, чему нас учат на тренингах, тем более что учат не бесплатно, что цель должна быть: конкретная, измеримая, определенная во времени, амбициозная и достижимая.

И вот здесь собственно и начинается системный подход к поиску работы

Система — множество элементов, находящихся в связях друг с другом, которые образует определенную целостность, единство.

2. Где ищем? — Рынок компаний, труда, основные игроки и правила игры.

Что же такое работа?

Работа как место — это некоторое функциональное место в иерархии и системе связей в некой компании (а также некой отрасли, некого региона…)

Следовательно – наша цель будет занять некое место в некой компании. Но чтобы поставить перед собой такую цель, необходимо обладать информацией о том, а какие собственно компании есть на рынке, какова их внутренняя структура, т.е. какие там есть места, и каковы характеристики этих мест.

Но поставить цель еще не достаточно. Чтобы ее достигнуть, нужно знать и понимать некие закономерности и процессы, происходящие между этими элементами рынка труда. Как внутренние, так и внешние.

Например:
— в компанию А охотнее всего берут людей с опытом работы в компании G. Следовательно попасть на работу в компанию А будет проще если перед этим какое-то время поработать в компании G…
— Компания B набирает людей преимущественно «по знакомству»,
— Компания F только через КА,
— А компания С предпочитает выращивать кадры под себя начиная со студенческой скамьи.

С таким порядком вещей можно соглашаться или не соглашаться, но на эту тему есть подходящий анекдот:

«Звонок в дверь:
— Сосед, в групповом сексе участвовать будете?
— А кто еще намечается?
— Я, вы и ваша жена.
— Ну нет, так я не хочу.
— Ладно, тогда я вас вычеркиваю…»

Тем более, что правила игры на рынке труда складываются из действий всех элементов данной системы.

Например, кандидаты часто жалуются на то, что рекрутеры не перезванивают, и в то же время могут позволить себе не придти на собеседование с собственником, или исчезнуть позже и также не утруждать себя объяснениями и сбрасывать звонок…
Или выступая в роли работодателя, руководитель заявляет, что принципиально не сотрудничает с агентствами, рекламируя в данном случае свои ценности и подход. Но он же оказавшись в роли соискателя, удивляется, что агентство не смогло ему предложить подходящей вакансии… просто подходящие ему компании, как и он, возможно даже беря с него пример, также не работают с агентствами….
Продолжать можно бесконечно, только вот редко кто задумывается, какое на самом деле он оказывает влияние на окружающую его в данном случае бизнес среду.

Далее, то о чем забывают довольно часто: не достаточно того, чтобы в компании было нужное место.
1) Необходимо еще, чтобы место было свободным, т.е. вакантным
Больше шансов сделать карьеру в компании с высокой динамикой (из-за роста, или вследствие текучести кадров)
2) Необходимо самому быть конкурентным, чтобы выиграть конкурс на это место
Чем более востребовано место, тем выше конкурс. Чем менее интересна вакансия большинству кандидатов, тем меньше конкурс и больше шансов получить офер.
Отсюда максимальный конкурс будет на позиции руководителей, и минимальный на позиции нижних уровней.
В большинстве случаев трудностей при трудоустройстве причиной этих трудностей является не понимание того простого факта, что Вы как кандидат не единственный квалифицированный и в принципе подходящий. И вакансия эта тоже не единственная и свет клином на ней не сошелся. Понимание этого ведет к разумному диалогу и приводит к устройству на ПОДХОДЯЩУЮ именно Вам позицию.

3) Необходимо соответствовать требованиям и функционалу этого места, которое нуждается в неком адекватном наполнении и представлениям непосредственного руководства о том, каким это наполнение должно быть.
А для этого необходимо:
1. Оценить свои текущие знания
2. сформировать список знаний требующихся на более высокой должности
3. заняться самообразованием для того, чего не хватает (на уровень выше), что позволит смотреть на работу отдела/департамента как бы со стороны и свысока — спокойно подстраиваясь под требования руководства непосредственного начальника.

Что такое адекватность? Адекватность — это соответствие существующего ожидаемому, и ожидаемого существующему. Это видение и понимание причинно-следственных связей — как конкретное действие влияет на результат в конкретной компании

Т.е. совпадение целей, ценностей, потребностей, знаний, приемов, подходов и проч. одного с возможностями другого.
Для кого то маркетолог с западной компании будет невменяем, а для кого то — рубаха парень который говорит, что всё будет хорошо и не пишет ни одного документа.

Отчасти поэтому работает интуитивная оценка, на которую влияют опыт, мировоззрение, образование, кругозор… Т.е. оценка берется не из воздуха. И если предполагаемые коллеги оценили вас отрицательно, то работать с ними вы все равно вряд ли сможете: либо вы будете для них постоянным источником раздражения, либо они для вас, либо обоюдно. Помните, не только вас оценивают, но и Вы оцениваете? И если ценности и мировоззрение не совпадают, значит это не ваша компания!

Адекватность — Это значит, работодатель ищет не розовую козу с крылышками, а конкретного человека с конкретным опытом, которые он мог получить в конкретных компаниях конкретной отрасли, региона и т.п.

Это значит, работник ищет не воздушный замок с идеальным начальником в идеальной компании, а смотрит компании какие есть на рынке, и выбирает из существующих.
Это значит посредник — делает и то и другое. Невменяемому заказчику можно найти идеально подходящего невменяемого кандидата (у меня такие случаи были).
И ищет не лучших, а подходящих по мотивации, квалификации, ожиданиям…

И поскольку идеально адекватным кандидатом может быть только тот, под кого создано данное место, и который вероятно его когда-то занимал, то и искать будут кандидатов из компаний со схожей структурой, функционалом, корпоративной культурой, условиями и т.д.

Есть еще один вариант: Идеальную компанию можно попробовать создать…. Но это как говориться уже совсем другая история, о которой мы, может быть, поговорим как-нибудь в следующий раз.

Работа, как действие – это мера действий силы, зависящая от численной величины и направления усилий и передвижения точки ее приложения. (см. термодинамику)

Не буду грузить формулами, проиллюстрирую поговоркой, которую произносят в ответ на высказывания из серии «…но я же делала…»: А я вагон толкала (вопрос в том сдвинула ли его с места).

Для работы как действия необходимы определенные ресурсы. Такая работа может служить источником дохода, в частности доход приносят средства производства вложенные в дело, в виде знаний, опыта, навыков, иначе говоря человеческого капитала.

КАПИТАЛ (франц., англ. capital от лат. capitalis — главный) — в широком смысле это все, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг. В более узком смысле это вложенный в дело, работающий источник дохода в виде средств производства (С) Современный экономический словарь

Я считаю, что есть всего две категории ресурсов: природные и человеческие, все остальное создается из первых при помощи вторых…
Человеческий капитал — это величина сырого труда и интеллект.
Спецификой человеческого капитала является то, что:
1. люди способны к совершенствованию и развитию,
2. могут осознанно осуществлять выбор для достижения определенных целей.

Таким образом, со временем при снижении усилий можно добиваться бОльших результатов.

Если это капитал значит им можно управлять, в него можно инвестировать, и он может приносить прибыль… Следовательно, здесь могут работать с некоторыми поправками примерно те же закономерности что и на финансовом рынке. Т.е. максимальный доход можно получить с недооцененных активов, но и риски значительно выше. Можно повышать капитализацию, приобретая опыт, инвестируя свои знания и опыт в различные компании.
Поэтому кстати не очень любят кросс-переходы: ценность специалиста измеряется во многом количеством и качеством штатных для него ситуаций. Следовательно, при кросс-переходе, в отсутствии опыта в этой сфере, велика вероятность прорыва за счет свежего взгляда, но также велики риски, так как значительная часть специфических для этой отрасли ситуаций будут нештатными и в некотором роде чрезвычайными для кросс-переходчика….

Таким образом, зная рынок, его основные процессы и закономерности, имея представления о различных отраслях и их специфике, можно целенаправленно повышать свою ценность и стоимость на рынке, тем самым, приближаясь к поставленной цели или гибко перестраиваясь, исчерпав возможности в каком-то одном направлении. (Главное тут с целью не ошибиться. Может так получиться, и часто получается, что например для продажника на рынке осталась всего одна компания, куда он может пойти – тогда имеет смысл рынок сменить. Одна — потому что работал в самой крупной, например, компании, или везде работают на руководителях бывшие подчинённые).

На первый взгляд может показаться достаточно сложно. Гораздо сложнее, чем повесить резюме на работном сайте и откликаться на вакансии. Однако на практике все значительно проще. Особенно если заниматься этим регулярно, а не наспех, когда припекло. Да и выгоды определенные есть. О них и поговорим.
Вот тебе первая выгода, вот тебе вторая выгода… (с) Киплинг

Первое, о чем не стоит забывать, что рынок труда лежит в той же плоскости, что и рынок компаний и производимых ими товаров и услуг.

Что даст знание рынка, кроме выстраивания стратегии поиска работы? – возможность использовать его для продвижения компании и продукта, или для поиска не занятых рыночных ниш, для позиционирования на нем и себя любимого, и продукт и компанию.

Что дадут вам собеседования — контакты с новыми людьми, анализ конкурентов, оттачивания коммуникационных навыков (пригодится для презентации идей и планов на совещаниях и продвижения по карьере внутри компании), и иногда новая интересная работа. Заодно, порой почти парадоксально повышает лояльность сотрудников компании, когда сотрудники, походив по собеседованиям, понимают, что лучше работы, чем та, что у них есть, им не найти.

Что даст Вам составление резюме, даже если вы не планируете искать работу? – Возможность взглянуть на свой опыт со стороны, что Вы знаете и умеете, анализ собственных действий и результатов проделанной работы, оценка пройденного этапа. Удалось ли Вам достигнуть результатов, которые Вы ставили перед собой некоторое время назад, превзойти самого себя и собственные ожидания, добиться успеха, пусть даже в малом, какие ошибки были Вами допущены и как их избежать. Человек не способный к анализу полученного опыта, обречен, наступать на одни и те же грабли. Обычно, кстати, составление резюме повышает настроение, мотивацию и самооценку.

В тоже время рынок труда динамичен. Одни компании уходят с рынка, другие на него приходят, третьи захватывают рынок. А соискатель, рекрутер и работодатель, это не нация, и не видовое различие, а роль, в которой каждый из нас может выступать в разные периоды времени. Пока «растете» и перемещаетесь по рынку вы, перемещаются и другие. И возможно тот к кому вы когда-то давно пришли на встречу, в этот раз придет к вам с куда более интересным предложением. Эту динамику весьма полезно отслеживать, чтобы своевременно скорректировать свое движение к цели, и не отстать в итоге от «уходящего поезда»
Возвращаясь к рынку труда. Как ищем? — Основные ресурсы, инструменты поиска и этапы поиска.

С чего начать? Начните с чистого листа бумаги. Положите его перед собой и напишите своими словами все, что Вам приходилось делать на нынешнем месте работы. Начиная с утра понедельника, заканчивая вечером пятницы, или даже субботы.
Текст, который у Вас получился теперь можно структурировать, объединив некоторые действия в группы: работа с клиентами, работа с персоналом, работа с документами и т.д.

Например, работа с персоналом может включать в себя: подбор, обучение, мотивацию, постановку задач, контроль исполнения и т.д. Работа с клиентами – поиск и привлечение клиентов, заключение договоров, контроль оплаты и работа с дебиторской задолженностью, разрешение конфликтных ситуаций и т.д.

Вернитесь к цели, посмотрите на карту рынка, насколько вы приблизились к ней, что из опыта может пригодиться, чего не хватает и где это можно получить…

Посмотрите где водится ваша целевая аудитория, внимание которой вы хотели бы привлечь. Это могут быть работные сайты, кадровые агентства, конференции, отраслевые форумы и отраслевая пресса. Ну и конечно проще всего ее найти по месту наиболее частого пребывания – т.е. непосредственно в компании.

Занимаясь стратегией и тактикой поиска, постарайтесь узнать, как работает тот или иной инструмент, прежде чем пытаться из микроскопа сделать молоток, а из молотка микроскоп… Получится в разы эффективнее. Честно-честно.

Возьмем, к примеру, кадровые агентства (хотя все сказанное далее можно отнести и к другим перечисленным мной площадкам). Разберитесь хотя бы поверхностно в том, чем агентства отличаются друг о друга, как работают и с какими на каких этапах стоит сотрудничать.

Есть агентства, которые не работают по позициям с доходом кандидата менее 20 000 евро в месяц. Есть узкоотраслевые агентства, работающие с узким кругом постоянных клиентов. Есть многопрофильные агентства, работающие с позициями начального и среднего уровня. Излишне говорить, что не получиться эффективного сотрудничества, если вы обратились в агентство не соответствующее вашему позиционированию и целям.
Например, ТОП, обратившийся в агентство, занимающееся позициями начального и среднего уровня вряд ли получит достойное предложение о работе.

Да, кстати, не только мы ищем, но и нас ищут. Позаботьтесь о том, чтобы Вас было не трудно найти, и тогда возможно искать работу через какое-то время вам и не придется, она сама будет искать Вас. Пишите и комментируйте статьи, будьте открыты для предложений, расширяйте список контактов и т.д.

Пользуясь сайтом обратите внимание на механизм его работы, в частности на поисковик. Обратили ли вы внимание, что поиск довольно часто ведется по ключевым словам. Следовательно, чтоб работодатель смог найти ваше резюме среди нескольких тысяч разнообразных резюме, в нем должны содержаться «ключевые слова», разные для каждой профессии. Например, названия программных продуктов 1С, Corel Draw и др. Обращаете ли внимание, что указанный ресурс из бесплатного стал платным, или повысил стоимость своих услуг и понимаете ли, как это повлияет на количество и качество предложений.

Будьте открыты и доброжелательны. Избегая повторения негативного опыта, вы можете таким образом бегать и от предложения вашей мечты…

Мое время подходит к концу, о многом, к сожалению, рассказать в этот раз не успею, а потому резюмирую.

1. Когда искать работу? – всегда
2. Как искать работу – осознанно и целенаправленно, вооружившись знаниями о рынке и происходящих на нем явлений и процессов, а также инструментов поиска, и пониманием, как это можно использовать в своих интересах.

Тем не менее, есть такое понятие как «Судьба». Несмотря ни на что — она есть, и если человеку судьба работать в какой-то компании ради каких то высших целей — работать будет. Нет — в компанию не попадёт никогда. Не смотря на всю системность подхода — результат уже определён и надо просто предпринимать максимум усилий. Любой успех – дело случая. И такой случай происходит в жизни каждого, но не каждый умеет этим воспользоваться. Надеюсь, теперь Ваши шансы воспользоваться счастливым случаем станут выше. Спасибо за внимание

Реклама