Метки

, ,


ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
Общепринято, что термин «человеческий капитал» был впервые предложен Теодором Шульцем. Согласно его мнению «одной из форм капитала является образование, человеческим его называют потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, или и того и другого вместе» . Позднее Шульц дополнил свою теорию следующим образом: «Рассматривайте все человеческие способности либо как врожденные, либо – как приобретенные свойства,… которые являются ценными и которые могут быть развиты с помощью соответствующих вложений, будут человеческим капиталом»

Значительный вклад в теорию человеческого капитала внес Гарри Беккер, работающий параллельно с Т.Шульцем, рассматривая понятие «человеческий капитал» шире, и утверждая, что он формируется за счет инвестиций в человека, среди которых можно назвать обучение, здравоохранение и другие.
Согласно теории, под человеческим капиталом понимается воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций. Его формирование, подобно накоплению физического или финансового капитала, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем. К важнейшими видами человеческих инвестиций относят образование, подготовку на производстве, миграцию, информационный поиск, рождение и воспитание детей.
Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду — образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские расходы — затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели .
Не смотря на то, что рассмотрению вопросов, относящихся к человеческому капиталу, посвящены многие сотни диссертаций, монографий и тысячи статей, как в России, так и за рубежом, понятие «Человеческий капитал» в настоящее время еще окончательно не устоялось и требует дальнейшего, более глубокого осмысления. Это заметно по множеству существующих определений. Сегодня сколько авторов публикаций на эту тему, столько и особенностей понятий о человеческом капитале.
Приведу лишь некоторые из определений «человеческого капитала»:
Человеческий капитал часто определяют как знания, умения и способности работников организации.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ [human capital] — оценка воплощенной в индивидууме потенциальной способности приносить доход. Включает врожденные способности и таланты, а также образование и приобретенную квалификацию .
Человеческий капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом .
Человеческий капитал в широком смысле — это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития.
Кратко: Человеческий капитал — это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни .
Человеческий капитал — главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как следующего высшего этапа развития .
Бонтис определяет человеческий капитал следующим образом:
Человеческий капитал представляет собой человеческий фактор в организации; это объединенные вместе интеллект, навыки и специальные знания, которые придают организации отличительный характер. Люди – это те элементы организации, которые способны учиться, изменяться, вводить новое и создавать дух творчества и которые, если их должным образом мотивировать, могут обеспечить организации долгую жизнь .
Человеческий капитал. Совокупная величина инвестиций в обучение, способности и будущее сотрудника. Может также рассматриваться как компетентность сотрудника, его способность к общению и созданию ценности для клиента .
Большинство исследователей понимает под «человеческим капиталом» «некоторый запас знаний, навыков и других личностных особенностей, которыми располагает отдельный взятый человек или же коллектив». В то же время ряд ученых полагает, что «человеческий капитал» представляет «способность человека приносить доход в той или иной форме».
Отдельной проблемой является степень соответствия самого термина «человеческий капитал» определяемому с его помощью понятию .
В таких условиях весьма затруднительны разработка и применение каких-либо практических расчетов и формул, пригодных для практических расчётов его величины.
Человеческий капитал формируется, прежде всего, за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения. В том числе — в воспитание, образование, здоровье, знания (науку), предпринимательскую способность и климат, в информационное обеспечение труда, в формирование эффективной элиты, в безопасность граждан и бизнеса и экономическую свободу, а также в культуру, искусство и другие составляющие. Формируется ЧК и за счет притока из других стран. Или убывает за счет его оттока, что и наблюдается пока в России. Человеческий капитал — не простое количество людей, работников простого труда. Человеческий капитал — это профессионализм, знания, информационное обслуживание, здоровье и оптимизм, законопослушность граждан, креативность и эффективность элиты и т. д.
Инвестиции в составляющие ЧК и составляют его структуру: воспитание, образование, здоровье, наука, личная безопасность, предпринимательская способность, инвестиции в подготовку элиты, инструментарий интеллектуального труда, информационное обслуживание и т. д.

Когда-то воспитание, образование и фундаментальная наука считались затратным бременем для экономики. Затем понимание их важности как факторов развития экономики и общества изменилось. И образование, и наука, и ментальность как составляющие человеческого капитала, и сам ЧК в целом, стали главным фактором роста и развития современной экономики, развития общества и повышения качества жизни. Ядром ЧК, конечно, был и остается человек. Сам же человеческий капитал определяет ныне основную долю национального богатства стран, регионов, муниципальных образований и организаций. Причем долю, считаемую в рублях или долларах. В сущности, накопленный ЧК — это инвестиции и отдача от них в человека, в качество его жизни, в условия и инструменты его интеллектуального труда, в среду обитания и работы.
С развитием и усложнением понятия и экономической категории «человеческий капитал» усложнялась и его структура.
Относительно структуры человеческого капитала также не существует единого мнения. Различные авторы включают в структуру человеческого капитала разное число характеристик.
Одни включают в него лишь знания и производственный опыт, другие считают, что такие качества, как здоровье и мотивации человека также являются неотъемлемыми частями «человеческого капитала».
Существует и предельно расширенное толкование состава «человеческого капитала» (не только производственные качества человека, напрямую влияющие на способность приносить и получать доход, но и социальные, психологические, идеологические и культурные свойства людей).
Нет единства во взглядах исследователей на проблему соотношения «человеческого капитала» и физического капитала. Последний в работах различных исследователей носит различные названия: вещественный капитал, обычный капитал, традиционный капитал. Соотношение «человеческого» и физического капиталов вызвало наиболее горячие дискуссии.
В отечественной экономической теории исследованиями концепции человеческого капитала занимались В.С.Гойко, Р.И.Капелюшников, В.И. Марцинкевич, М.М. Критский, А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, Е.Д.Цыренова, С.А. Курганский и др.
Но пока что можно уверенно заявить, что в России теория человеческого капитала еще серьезно не поднималась. Возможно Российское общество еще не «созрело» для рассуждений в рамках этого принципиально нового подхода к изучению экономики, труда и человека. На большинстве российских предприятий по-прежнему основной ценностью являются материальные ресурсы, и преобладает ресурсный подход, в том числе к персоналу. Об отсутствии серьезного изучения теории человеческого капитала свидетельствует и малое количество переводов исследований зарубежных авторов — как следствие, чрезвычайно затруднен доступ и к современным зарубежным исследованиям данной темы, и отсутствие собственных фундаментальных исследований по этой теме.
На мой взгляд, тема человеческого капитала не может быть исследована в отрыве от других дисциплин, таких как социология, педагогика и других гуманитарных наук, изучающих человека.
И тут, на мой взгляд, не обойтись без структурирования и упорядочивания имеющихся знаний, систематизации терминов и понятий. Потому как в рассуждениях и исследованиях постоянно происходит подмена и путаница понятий «ресурсы», «капитал», «инвестиции» и привязка к ним таких понятий, как «знание», «здоровье», «мотивация», что, к сожалению, потребует больше времени, материалов и исследований и иного формата, чем текущая курсовая работа.
Возьмем, к примеру, одно из определений понятия «структура»:
СТРУКТУРА (от лат. structure — строение, располо-жение, порядок), совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. В более широком, нестрогом смысле понятие структуры употреблялось в научном и философском обиходе достаточно давно (по крайней мере со средних веков) и выступало в качество одного из способов определения понятия формы (форма как структура, организация содержания) .
В контексте этого и других определений понятия «структура» представляется преждевременным описание структуры человеческого капитала, в отсутствии четкого определения самого понятия «человеческого капитала». В то время как относительно самого понятия «человеческого капитала» пока известны лишь факторы влияния, такие как образование, опыт и другие, и некоторые последствия этого влияния в виде роста стоимости предприятия, роста ВВП, роста благосостояния и так далее.
Не очевидно и можем ли мы рассматривать воспитание, образование, здоровье в качестве элементов структуры человеческого капитала. Ведь сами по себе знания, воспитание, образование и здоровье не способны приносить прибыль на инвестиции в них.
Малообразованные предприниматели часто много успешнее своих образованных сверстников. Не вполне здоровые люди также могут давать большую отдачу на инвестиции, чем их более здоровые коллеги.
Более того, излишние знания могут препятствовать формированию прибыли на вложенные инвестиции. Часто человек, который не знает, что какую-либо производственную задачу решить невозможно, успешно решает ее, так как имеющееся у него знания не препятствуют поиску такого решения, не перегружены шаблонами и стереотипами. А болезни одних органов человеческого организма влияют порой на рост эффективности других. Например, известно, что люди, потерявшие зрение в детстве или молодом возрасте, компенсируют утрату развитием других сенсорных систем, в частности, слуха.
Почти сто лет назад основатель компании «Юнилевер», Джон Ванмейкер сказал: «Я точно знаю, что половину своих денег на рекламу я трачу впустую, вот только никто не может сказать мне — какую именно половину»
Сегодня почти тоже самое можно сказать относительно инвестиций в человеческий капитал.
Сам Беккер в качестве объекта инвестиций в человеческий капитал рассматривал:
1. Общую и специальную подготовку по месту работы
2. Формальное образование
3. Другие виды знаний, например, таких как информация о заработной плате, назначаемой различными фирмами, информация о политической и социальной системе, о влиянии различных партий или общественных установлений и так далее.
4. Улучшение физического и эмоционального состояния человека
Миграция, мотивация, интенсивность труда, текучесть персонала предприятия рассматривались им как факторы оказывающие существенное влияние на производительность труда.
Он же указал на то, что объекты инвестиций не постоянны и могут меняться.
Например, в былые времена (а во многих странах и до сих пор) физическое здоровье оказывало заметное влияние на заработки, сегодня же, в западных странах заработки больше зависят от объема знаний, чем от физической силы.
Кроме этого, далеко не всякие знания оказывают заметное влияние на заработки. Например, знание того, где можно сравнительно недорого купить контрольный пакет акций предприятия, которые в некотором промежутке времени существенно вырастут в цене, никак не повлияет на мой уровень заработка в отсутствии средств (как собственных, так и заемных) на их приобретение при дефиците времени на совершение необходимых операций.
Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «человеческий капитал» имеет несколько трактовок и толкований, в зависимости от характера решаемых макроэкономических, микроэкономических и/или социологических задач. В перспективе строгая дифференциация и систематизация таких задач приведёт к соответствующей дифференциации и классификации толкований понятия человеческого капитала. В текущем периоде человеческий капитал рассматривается как многомерный экономический феномен, который неоднороден, имеет сложную внутреннюю структуру, динамично развивающийся во времени. Он также может быть представлен не только как индивидуальный, но и как общественный капитал различных индивидов. Человеческий капитал изучается как на микроуровне (индивид), так и на макроуровне (национальная экономика). При этом на каждом уровне он аналитически делиться на относительно независимые компоненты, характеризующие различные экономические аспекты деятельности людей.
Я даже допускаю, что дифференциация и классификация структуры человеческого капитала не возможна без новых открытий в области изучения человеческого мозга и процессов мышления. И в настоящее время мы находимся лишь у истоков будущих открытий в этой области.

Реклама