Метки

, ,


При рабовладельческом и крепостническом строе общества  с человеческим капиталом все было ясно: продавался и покупался человек — раб (крепостной). Покупатель рабов или крепостных за бартер либо деньги, за еду и ночлег приобретал человеческий капитал, т.е. способность человека своим трудом порождать стоимость, окупающую затраты на его покупку и приносящую рабовладельцу (крепостнику) прибавочную стоимость.

С исчезновением рабства и крепостничества купить человека уже было нельзя: покупать (нанимать) стало можно только его труд. Стоимость найма этого труда и связанных с ним дополнительных расходов  явилась мерой человеческого капитала, одного из основных факторов любого производства. Без человеческого капитала ни одно предприятие функционировать не может.

Истоки современной теории человеческого капитала можно проследить в трудах В.Петти, обосновавшего категорию «живые действующие силы человека» и предлагавшего считать их составной частью национального богатства.

В 1776 году в своей работе «Исследования о природе и причинах богатства наций», Адам Смит доказал, что различия между возможностями людей с разным уровнем образования и профессиональной подготовки отражают различия в их доходе, необходимом, чтобы оплатить приобретение этих навыков. Поэтому доход от инвестиций в профессиональные знания можно сравнить с доходом от инвестиций в материальные средства. Адам Смит высоко ценил образование и рассматривал его как фактор, способствующий росту богатства страны.

Д.Рикардо позднее развил эту мысль, объяснив отставание стран в экономическом развитии, недостатком образования во всех слоях народа, отождествляя воспроизводство рабочей силы с воспроизводством населения и отмечая важность качества рабочей силы для эффективного производства.

К.Маркс рассматривал рабочую силу как совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает живая личность человека и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительские стоимости. Развитие физических, умственных, творческих, созидательных сил человека Маркс называл действительным богатством, главной производительной силой общества, подчеркивая, что творческие качества человека могут быть созданы только в процессе и в результате специфического производства и требуют затрат.

В конце 19 – начале 20 века Ф.Лист, В.Рошер, Г. Сиджуин, Дж. С.Уолш и другие отмечали, что капиталом является не сам человек, а унаследованные и приобретенные им способности к труду и такие качества, как образование и квалификация. Основная же часть экономистов в то время считала капиталом самого человека, а не его способности.

В начале 20 века исследования носили в большей степени прикладной характер. Ученые пытались определить стоимость отдельного человека и всего населения, размеры государственной помощи для воспитания детей, выделения соответствующих статей расходов семейных бюджетов. В частности Дж.Уолш осуществил конкретные расчеты влияния профессионального образования на национальный доход США, ввел понятие «альтернативные издержки», предпочтение благ во времени и другие, вошедшие в категориальный инструментарий современной теории человеческого капитала.

А.Маршал[1] отвергал идею о человеческом капитале как нереалистичном, но все же включал в состав нематериального богатства силу, способности и навыки, способствующие росту производительности труда человека, что особенно важно при сравнении с другими видами капитала, ввел понятие «персональный капитал».


[1] Маршал А. Принципы политической экономии. Т.1. – М.:Прогресс, 1993.С124.

Реклама