Метки

,


Образование будущего (в соавторстве с И.Скирневским).

Еще 10 лет назад, сидя на лекции задала себе вопрос: если то, что рассказывает преподаватель,я могу скачать с интернета и прочитать за несколько часов, то зачем мне тратить месяцы и годы на то, чтобы все это слушать и записывать…
Сейчас я работаю в Москве, учусь в Казани, и сдаю экзамены через интернет. При наличии хорошего уровня владения английским, не вставая с кресла можно послушать лекции лучших вузов мира…
Преподаватель уже не обладает монополией на информацию, и нужен уже не для пересказа учебника.
Скорее его роль — организующего звена в систематизации, переработки и осмыслении информации, собственные мысли по теме предмета и живой диалог. Сложно сказать когда мы к этому придем, но уже, на фоне деградирующего в стране образования, появились «первая ласточка» нового дошкольно-школьного образования, к которой я еще вернусь.
Сперва поговорим о развитии и запросах общества.

Проблематика
Когда создавалась советская система образования, техника была не очень эффективна. Поэтому большинство людей, так или иначе, участвовало в производстве материального продукта – в поле, в шахтах, у станков на заводах.
Человек был частью производственной системы и его к этому готовили. Основным качеством, необходимым человеку было: «способность точно выполнять типовые задания типовыми методами». Одним и тем же методом обрабатывать почву, точить типовые болты, класть рельсы, рубить уголь, делать ткани.
Социальный договор был такой:
— Человек дает обществу свой труд в производстве материального продукта.
— Общество (и государство) за это дает человеку медицину, безопасность, образование и т.п.
Это и определило образ, заложенный системы образования 80 лет назад – подготовка кадров для индустриального общества. Основы этой системы в начале промышленной эры заложил Ян Каменский.
Типовой формат обучения в школе выглядит так: получил задание – сделал.
Вдумайтесь, 10-15 лет подряд: получил задание – сделал. Откуда взялась задача, почему она именно такая, надо ли решать именно её – не принципиально. К чему приведёт решение – не принципиально.
Так готовили эффективных исполнителей. Осмыслению этого хорошо помогает простой пример: попробуйте вспомнить хотя бы один предмет из стандартной школы, который формирует у детей навык оценки последствий принимаемых решений.
Отметим, что система подготовки руководителей в СССР тоже была и весьма неплохая – пионерия и комсомол. Здесь выявлялись лидеры, способные брать на себя ответственность и принимать решения.
Сегодня пионерия и комсомол демонтированы и альтернатива им не создана. Осталась только система подготовки исполнителей, с качеством образования сильно ниже, чем в Союзе.

***
Давайте посмотрим на современность. И начнем, как ни странно, с гидроэлектростанций:
Сегодня все крупные плотины в России находятся в частной собственности. Люди, которые ими владеют, сами их не строили и потому не ценят. Обслуживаются плотины соответственно – почти никак. Первой ласточкой в этой истории была авария на Саяно-Шушенской ГЭС.
Когда на Саяно-Шушенке вырвало турбину, сразу погибло 75 человек. И чудом не погибло гораздо больше.
Дело в том, что из-за вырванной турбины заблокировало сброс воды. И вода стала подниматься. Из практики плотин – когда вода переливается через верх, плотина рушится. А теперь представьте себе Саяно-Шушенскую ГЭС: высота водяного столба — больше 200 метров. В прямой зоне затопления – более 300 тысяч человек. И это – не считая населенных пунктов ниже по течению.
Так вот, когда турбину вырвало, первое что произошло – с плотины сбежал главный инженер. За ним – все остальное руководство. Нашелся один пенсионер инженер, который запустил процесс аварийного сброса. И еще четверо таких же, которые помогли ему закончить процесс.
Мы чудом избежали катастрофы, рядом с которой Чернобыль и Фукусима показались чем-то не очень значимым.
Отсюда можно сделать простой вывод: люди младше 50 лет оказались не способны принимать решения и брать на себя ответственность. Дополню картину: в России сегодня 50 000 опасных объектов и 5000 особо опасных. Рвануть может у любой момент в любой точке.
И такая ситуация сегодня не только в России. Достаточно вспомнить севший на мель лайнер «Costa Concordia». Первое, что там произошло – с корабля сбежал капитан.

И это не удивительно – образование во всем мире сегодня примерно одинаковое. Классно-урочная система сегодня – мировой стандарт. Думать о последствиях своих решений практически нигде не учат. Но вернёмся к образу человека, в соответствии с которым важно учить детей сегодня.
Сегодня, по сравнению с 20-ми годами прошлого века, резко выросла эффективность средств производства. Сейчас, для обеспечения мира необходимым материальным продуктом, технически достаточно 15-20% населения. Весь остальной труд возьмут на себя машины.
С одной стороны это хорошо – машина освобождает человека от рутинной деятельности.
С другой – плохо, потому что техника вытесняет человека из всех сфер деятельности, выполняемых по стандартному алгоритму. Автоматические станки на заводах. Эффективная техника в сельском хозяйстве. В сфере услуг – терминалы. В торговле – интернет магазины.
Ситуация вынуждает людей переходить в нестандартную деятельность, где необходимо решать исследовательские или творческие созидательные задачи.
А система образования продолжает готовить исполнителей, действующих по типовым алгоритмам. С техникой они конкурировать не могут. Творить не умеют.
Картину ухудшает все та же деградация образования. Выпускники мало того, что исполнители, так еще и безграмотные. В итоге молодые люди выходят в жизнь и обнаруживают, что они со своим стандартным образованием никому не нужны.
Кто может – переучивается и находит свое место в жизни. Кто не может – ведет довольно жалкое существование.
Но дело не только в образовании. Большинство современных предприятий действуют в старой промышленной парадигме – производят типовой продукт или услугу по типовым алгоритмам. Но, поскольку они везде, где могут, замещают людей техникой, общий спрос на кадры падает.
На значительную долю населения сегодня вообще нет социального заказа, позволяющего людям достойно обеспечивать собственную жизнь. Отсюда, огромное количество нищих.
Люди, не загруженные социальным заказом – это огромный человеческий ресурс. Их все равно необходимо чем-то занимать. Если этого не делать – люди пойдут вразнос и будет большой социальный взрыв.
Поэтому, «не нужных» людей загружают деятельностью, не создающей результата. Отсюда – бесполезный офисный планктон, сотни каналов по телевизору, компьютерные игры и т.п. И минимальный доход, чтобы не шумели.
По сути – жизни людей просто выбрасывают. Лишь бы не мешали.

Решение
Чтобы ситуация изменилась нужен новый социальный договор.
Сегодня задача образования – растить людей, которые смогут создать новый социальный договор, воплотить его в жизнь и жить в таком мире долго, радостно и интересно.
Качества, которые нужны таким людям:
1. Высоко развитая способность и стремление к самообразованию.
2. Способность радоваться и быть счастливым. Целостная эмоциональная восприимчивость.
3. Высокая эффективность мышления. Владение разными формами и инструментами мышления.
4. Широкая эрудиция в трех сферах: знания, деятельность, радость. Способность практического применения эрудиции.
5. Целостное восприятие мира и идентификация себя, как части целого мира;
6. Готовность к самостоятельной жизни. В т.ч. готовность к эффективному самостоятельному жизнеобеспечению себя и семьи. А также, способность длительное время поддерживать и развивать свое здоровье.
7. Высокий уровень осознанности и ответственности. Способность оценивать последствия принимаемых решений и избегать негативных решений.
8. Готовность к неизвестному. Способность эффективно адаптироваться к быстро меняющейся ситуации.
9. Гармоничность с собой, окружающими людьми и природой в целом.
10. Жизненная стратегия добра: достигать счастья и благ для себя так, чтобы увеличивались счастье и блага других. (Жизненная стратегия зла: достигать благ для себя за счет уменьшения счастья и благ других).

Одна из ключевых задач нового образования: На всю жизнь сохранить у детей радость от процесса обучения и стремление постоянно учиться. В советское время и в классно-урочной системе вообще эта задача не была решена.
Чтобы это осознать, представьте: Вас заставляют долгое время заниматься рутинным и не интересным делом, которое Вы делать не умеете и Вам не понятно, зачем это нужно. И, если Вы что-то делаете не так – на Вас давят. Как долго Вы сможете сохранять радость от такого дела?
А ведь это типовая форма деятельности детей в первом классе.
Дети очень любят учиться. Они постоянно осваивают что-то новое. Учатся дети весьма эффективно и с радостью. Судите сами – за первые годы жизни дети способны освоить русский язык – третий по сложности в мире. И каждый из них радуется тому, что у них это получилось.
Первые же дни в современной школе убивают у детей эту радость. Очень хорошо эту ситуацию отражает фраза моей знакомой, окончившей школу с золотой медалью: «Школа – место моего десятилетнего заключения».

Сейчас можно учить совсем иначе:
Представьте, что дети в возрасте от трех до 9 лет значительную часть времени делают игрушки. И сами в эти игрушки играют.
Каждое занятие комплексное:
Шаг 1. Дети придумывают, какую игрушку хотели бы сделать – у них развивается навык целеполагания и образное мышление.
Шаг 2. Дети придумывают, из каких материалов и с помощью каких инструментов можно сделать игрушку – формируются основы инженерного мышления.
Шаг 3. Дети рисуют игрушку – развивают навыки рисования, черчения, проектирования. На рисунках пишут названия элементов игрушек – на практике изучают буквы и учатся их писать.
Шаг 4. Дети делают игрушку – учатся действовать руками, нарабатывают навыки созидания, осваивают разные инструменты и технологии (молоток и гвозди, иголки и нитки, краски, клеи и т.п.). Разделение задач между детьми формирует навык командной деятельности.
Шаг 5. Дети придумывают, как играть со сделанными игрушками. Развивается фантазия и вырабатывается навык – сразу искать возможность применения результатов своей деятельности практике.
Шаг 6. Дети играют с игрушками, сочиняют про них сказки. Вырабатывается навык перевода знаний и опыта в практическую сферу. Формируется литературное мышление. В игре вырабатываются коммуникативные навыки.
Шаг 7. Рефлексия и самооценка: Дети учатся осмысливать свой опыт, структурировать его и выделять главное.

Самое важное в таком подходе – радость. Дети делают то, что им действительно нравится. И при этом быстро и эффективно учатся.
В схему обучения можно заложить любые необходимые навыки. Дети осваивают буквы, делая своими руками фишки с азбукой. Ставят руку для письма, рисуя орнаменты на игрушках. Осваивают таблицу умножения, считая, сколько колес нужно для поезда, из сделанных ими вагончиков.
Попробуйте представить, что такое обучение было бы у Вас или Ваших детей в детском саду и начальной школе. С какими чувствами Вы вспоминали бы школу? Как изменилась бы Ваша жизнь?
Что характерно – в занятиях нет ничего сложного. Их может реализовать любой человек. Достаточно понимания идеи и простых методических материалов.

В основе программы заложен образ:
Представьте себе большой океанский корабль.
Чем экипаж корабля отличается от пассажиров? Можно выделить три ключевых отличия:
1. Ответственность – экипаж отвечает и за пассажиров и за груз и за свою жизнь.
2. Компетентность – экипаж умеет управлять кораблем и поддерживать системы жизнеобеспечения.
3. Понимание пути – экипаж знает куда плыть. Именно экипаж отвечает за то, каким будет завтрашний день пассажиров и будет ли он вообще.
Людям в экипаже может быть гораздо менее комфортно, чем пассажирам. Но без них корабль невозможен.
Теперь давайте представим космический корабль «Земля». Можно сказать, что на нем сегодня живет почти 7 миллиардов пассажиров.
Движется корабль сам по себе. И «рифы» (всевозможные метеориты) ему встречаются не часто. Но вот с системами жизнеобеспечения уже проблема. А тут еще разные «палубы» воюют между собой, рискуя угробить всех остальных.
Можно сказать, что Земле срочно необходим экипаж. И речь идет не об элите, которая управляет остальными, как ей самой удобно. Современная «руководящая элита» — те же пассажиры. Просто они ближе всех подобрались к кормушке.

Нужны труженики, способные брать на себя ответственность, принимать сложные решения, ставить долгосрочные цели, улаживать конфликты. Сложная судьба. Но интересная и радостная.

Подготовка такого экипажа – системная задача такого проекта, первые шаги к решению которой уже сделаны:
— Развернуты первые площадки, на которых ведется образовательный процесс: созданы два семейных клуба (в Подмосковье и под Таганрогом), проведены летние методические мастерские на 100 человек, проведена пробная программа в летнем образовательном лагере.
— Разработано несколько десятков видов занятий. Проведены опытные курсы в одной из московских школ. Еще одна школа высказала интерес к разработке долгосрочной совместной программы.
— Прочитан курс «осознанного управления жизнью» для студентов колледжа. 8 из 40 человек после этого курса проходили практику на заводе. Результаты лучше всего описываются фразой одного из руководителей отделов: «Ты знаешь, их не надо гонять, не надо пинать… Они за месяц сделали столько, сколько профессионал делает за то же время….»

Реклама